Сье Бастида — в гармонии с Матерью-Землей
Мои предки — выходцы из племени отоми, которое издавна жило на территории нынешней Мексики. Для обозначения кожи человека и земной коры отоми используют одно и то же слово, поэтому для меня естественно воспринимать людей как продолжение природы. У нас общая кожа с Матерью-Землей, и от наших действий зависит то, в каком она состоянии. Сейчас мы настолько в разладе с природой, что воспринимаем себя как нечто отдельное от нее. Мы считаем, что природа — это нетронутый Йосемитский национальный парк, и не осознаем, что его биологическое разнообразие было бы невозможно без уважительных отношений, которые коренные американцы веками выстраивали с этой территорией. У нас принято думать, что синоним красивого пейзажа — это «первозданный» и «нетронутый». Мы убедили себя в том, что должны жить в бетонных городах и что имеем право заключать природу в клетки под названием «Национальный парк» и «Заповедная зона». Правда в том, что если мы не воссоединимся с природой, с нашими океанами, лесами, пустынями, горами, реками и озерами, то мы так и не научимся жить в гармонии с Матерью-Землей.
Отец рассказывал мне историю о своем путешествии в Японию: он ехал по шоссе, где между полосами движения были посажены деревья. Все, что они слышали и чувствовали изо дня в день, — это шум тысяч автомобилей, проносящихся мимо. Отец сказал, что деревья выглядели грустными, и я подумала: а каково было бы мне, если бы всю жизнь я провела в изоляции и постоянном грохоте, вдыхая грязный воздух? Именно так мы поступаем с природой. Мы раним ее и тем самым раним себя. Но есть и хорошая новость: любую рану можно исцелить, наши отношения с Матерью-Землей еще можно спасти.
Мы должны признать, что нам нужна смена парадигмы. Мы должны признать опыт людей и сообществ, которые на протяжении тысячелетий защищают природу и заботятся о ней. Это коренные народы, которые научились не только жить в гармонии с Матерью-Землей, но и отдавали свои жизни, чтобы защитить наш дом. Мы часто слышим, что коренные народы защищают 80% мирового биоразнообразия, но на самом деле они стремятся защитить все 100%. Мы не сможем защитить природу, если не признаем необходимость изменить наш взгляд на окружающую среду. Природа нужна не для того, чтобы радовать глаз, приносить прибыль или пользу; природа нужна для того, чтобы отражать нашу суть. Поэтому, если мы хотим быть здоровыми, нужно позаботиться о том, чтобы в нашем доме не было болезней. Если мы хотим, чтобы наши дети смогли испытать, что это такое — ступать по скользким валунам в реке, мы должны оставить реку чистой. Если мы хотим гордиться своим наследием, мы должны стать на путь исцеления — он ведет нас домой, к нашей сути. Природа зовет нас. Она требует нашего ответа. Нам невероятно повезло, что мы можем смотреть на солнце сквозь листву, что мы можем ощущать силу приливов, что мы можем каждый день любоваться закатом, что мы можем дышать воздухом после дождя. Я хочу, чтобы моим детям тоже повезло и чтобы доступ к природе больше не зависел от удачи, а забота о Матери-Земле стала почетной обязанностью каждого человека.
Сье Бастида
Климатическая активистка